Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 1.

Вопрос 22: Возможна ли защита прав добросовестного
приобретателя автомобиля путем возложения на Государственную
инспекцию безопасности дорожного движения обязанности по выдаче
регистрационных документов на транспортное средство, имеющее
изменение первоначальных идентификационных обозначений?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы
обеспечения безопасности дорожного движения на территории
Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 названного Федерального закона допуск
транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном
движении на территории Российской Федерации, за исключением
транспортных средств, участвующих в международном движении или
ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести
месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и
выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств
без документа, удостоверяющего его соответствие установленным
требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа,
удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным
требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его
регистрации. Таким документом является паспорт транспортного
средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля,
номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом
паспорте.
Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные
номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в
паспорте транспортного средства, по сути, означает отсутствие
документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства
требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого
автомобиля запрещена нормой п. 3 ст. 15 Федерального закона
"О безопасности дорожного движения".
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения (утвержденных
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090) запрещается эксплуатация
транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные
номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г.
N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного
движения" (в ред. от 2 июля 2002 г.) утверждено Положение о
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подп. "з" п. 12 указанного Положения
Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном
движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих
документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие
скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или
государственные регистрационные знаки.
Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2003 г. подп. "з"
п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
(утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня
1998 г. N 711) признан не противоречащим законодательству.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от
24 сентября 2004 г. подтверждена также законность первого
предложения абз. 1 п. 17 Правил регистрации автомототранспортных
средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
(утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59), в
соответствии с которым при обнаружении признаков скрытия,
изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных
средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в
Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов,
регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и
номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных
документах, или регистрационным данным, а также при наличии
сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в
розыске или представленных документов в числе утраченных
(похищенных) регистрационные действия не производятся.
Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное
средство не порождает обязанности органов ГИБДД допустить данное
средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Что же касается транспортных средств, имеющих признаки
изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного
износа, коррозии, то, как установлено пп. 17, 76 упомянутых Правил
(в ред. от 22 декабря 2003 г.), регистрационные действия в этом
случае совершаются на основании постановлений об отказе в
возбуждении уголовного дела и справок (заключений)
экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел
об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное
изменение.
То обстоятельство, что лицо, приобретшее автомобиль с
"перебитыми" номерами, при заключении договора купли-продажи
автомобиля не знало о "перебитых" номерах, может быть основанием
для отказа в возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ в
отношении только этого лица, но не по факту данного деяния,
содержащего признаки преступления. Такой отказ в возбуждении дела
не является основанием для регистрации автомобиля с "перебитыми"
номерами, который, по существу, - предмет преступления.
Нормы ст. 302 ГК РФ о добросовестном приобретателе в данном
случае неприменимы, поскольку право собственности на автомобиль
никем не оспаривается. Названная статья регулирует отношения между
собственником имущества и его приобретателем, органы ГИБДД
участником данных правоотношений не являются.
Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о
добросовестности приобретения имущества, в данном случае правового
значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий
(бездействия) должностных лиц органов ГИБДД.