25 апреля 2007 г.
Цены на бензин собираются вырасти
Розничные цены на бензин, простоявшие на месте почти восемь месяцев, могут вновь пойти вверх. За первые три недели апреля стоимость топлива у оптовиков подскочила на 8-20%. Еще немного — и владельцам АЗС придется переписывать ценники, говорят эксперты.
Первые три недели апреля взорвали оптовый рынок нефтепродуктов. По данным информационно-исследовательского центра “Кортес”, стоимость дизтоплива в среднем по России увеличилась на 8,4% до 15 033 руб. за тонну, на столько же, до 15 827 руб., повысились цены на бензин А-80. А-92 стал дороже на 14,5% (18 238 руб. за тонну), а А-95 — на 5,1% (20 025 руб.). По данным Российского топливного агентства, с конца марта нефтепродукты подорожали еще значительнее. Средняя оптовая цена дизтоплива поднялась на 9,8% до 14 838 руб. за тонну, А-76 — на 13% до 15 662 руб. за тонну, А-92 — почти на 21% до 18 241 руб., сообщил “Интерфакс”. При этом поставки бензина на внутренний рынок выросли в марте на 7,3% (до 3,031 млн т) к уровню 2006 г., на экспорт — на 46,5% (до 589 300 т), гласят данные ЦДУ-ТЭК.

Аналитик “Кортеса” Людмила Лурье объясняет это увеличением почти на четверть стоимости апрельских поставок нефти по России, снижением с апреля вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты (со $179,7 до $156,4 и со $133,4 до $117,7 за тонну соответственно). Это значит, что повысилась привлекательность экспорта и снизилось предложение на внутреннем рынке. В мае все эти факторы останутся в силе. Поэтому цены на нефть продолжат расти. По прогнозу аналитиков компании “ИнфоТЭК Консалт”, стоимость сырья может подняться с 6100-6200 руб./т примерно до 8000 руб./т.

В апреле, отмечает Лурье, на внутреннем рынке дал себя знать недостаток бензинов в свободном предложении. Только собственным сбытовым сетям поставляли топливо нефтеперерабатывающие заводы ЮКОСа и “Газпром нефти”. А на Киришском НПЗ (“Сургутнефтегаз”) вообще не было бензина А-95. По мнению эксперта, это объясняется не только увеличением экспортных поставок, но и тем, что трейдеры в ожидании нового витка роста цен в мае придерживают товар. Того же мнения и совладелец одной из московских сетей АЗС. “Дефицита нет — просто оптовики затарились под завязку и ловят момент”, — говорит он. “Роста цен следует ожидать еще и потому, что участники рынка понимают, что с июня вывозные пошлины снова повысятся, поэтому постараются по максимуму использовать благоприятную для экспорта майскую ситуацию”, — прогнозирует Лурье.

В отличие от оптовых цен розничные застыли на уровне октября прошлого года. “Пока что у АЗС запас прочности есть, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Обычно цены на заправках повышаются, когда их маржа опускается ниже 15-20%”. Сейчас, по его оценке, маржа составляет 25-27%, но за апрель она опустилась на 5-7%. “Так что, если в опте майские цены будут расти теми же темпами, что и в апреле, повышения в рознице можно ожидать уже в начале июня”, — резюмирует Сергиенко. “Розница будет стоять, пока оптовые цены не достигнут максимального для прошлого года сентябрьского уровня”, — прогнозирует совладелец московской сети АЗС. Ждать осталось недолго. Чтобы достичь сентябрьских показателей, дизтопливо должно подорожать еще на 9%, бензины А-80 и А-92 — на 16% и А-95 — на 11%. Помимо рыночной ситуации, отмечает собеседник “Ведомостей”, дополнительное давление на розничные цены окажет вводимое сейчас Ростехнадзором лицензирование АЗС как взрывоопасных объектов. По его словам, услуги фирм, которые Ростехнадзор рекомендует для оформления лицензий, стоят от 300 000 до 1 млн руб. на одну заправку. “Для нас это серьезные деньги”, — сетует бензоторговец.

Но представитель “Лукойла” Геннадий Красовский не ожидает повышения цен на розничном рынке. “С сентября прошлого года волатильность цен на оптовом рынке нефтепродуктов составляла 20-30%, — отмечает он. — Их стоимость отражала динамику мировых цен на нефть, и на розничные цены волатильность не повлияла”.

Доля бензина в потребительской корзине составляет около 2%, говорит Оксана Осипова из Центра развития. Но рост цен на топливо увеличивает издержки транспортных организаций, а тем самым всю торговую наценку. Кроме того, затраты на бензин составляют около 20% издержек аграрного сектора. Поэтому 10%-ное удорожание топлива приводит к росту инфляции примерно на 1%, отмечает Осипова.

Федеральная антимонопольная служба еженедельно отслеживает цены на топливо на розничном и оптовом рынках, говорит начальник департамента ТЭК этого ведомства Александр Пироженко. “Мы понимаем, что для роста оптовых цен сейчас есть объективные причины, — отмечает чиновник. — Но мы не дадим компаниям, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, воспользоваться ситуацией и необоснованно повысить цены”.

Ведомости