Показано с 1 по 2 из 2

«Город-паразит» Москва и либеральная российская глубинка.

  1. #1

    Адрес: Москва
    Сообщений
    1,435
    Больше 7 лет на форуме

    «Город-паразит» Москва и либеральная российская глубинка.

    Великолепную статью-исследование предлагаю вниманию форумчан.

    Статья написана относительно давно, около трёх лет назад, но актуальна.
    К разделу "Общие вопросы" имеет отношение, т.к. попалась она мне на глаза в связи с топиком нашего магаданского руководителя регионального отделения СВ о планах проведения отпуска на внедорожниках по колымским, ГУЛАГовским местам:
    после чего я и начал немного "копать" эту тему, наткнувшись на предлагаемую вам статью.

    Надеюсь, кто-то найдёт в ней интересные для себя мысли и выводы...


    Итак.
    «Город-паразит» Москва и либеральная российская глубинка.
    http://www.ideologiya.ru/index.php?o...k=view&id=3145
    24.10.2005


    Другая бросившаяся в глаза деталь: в условиях глубокого идеологического вакуума на место свергнутых с пьедесталов коммунистических ценностей заступает церковь...

    Весной в информационном агентстве «Росбалт» прошло несколько круглых столов, на которых ученые, писатели, журналисты обсуждали особенности сегодняшней России, сегодняшних русских. В первую очередь речь шла об особенностях русского национального менталитета и о степени «связности» страны. Что объединяет регионы России, разнесенные на огромные пространства, в одну страну, и где проходят линии раскола между россиянами?

    По заказу «Росбалта» в лаборатории этнической социологии и психологии Петербургского университета профессором Зинаидой Сикевич было проведено социологическое исследование русского характера и консолидирующих и разделяющих россиян жизненных реалий — на примере петербуржцев.

    По данным социологических и психологических исследований, в ходе обсуждений вырисовались главные линии раскола страны. По общему мнению наших экспертов, главный раскол современной России — между богатыми и бедными, на него накладывается раскол между властью и народом. По мнению экспертов, на эти две линии раскола накладывается и культурно-ориентационная разница богатых столиц и бедных окраин: столицы в большей степени ориентированы на Запад, провинция скорее привержена евразийству и в большей степени выступает за сохранение российской самобытности.

    Корреспонденты «Росбалта» получили возможность проверить это петербургское видение сегодняшней России на практике. Совместно с тележурналистами петербургских «Вестей» (ГТРК «Россия») была организована экспедиция по 60-й — «петербургской» — параллели: от Петербурга на берегу Балтийского моря до Магадана на берегу Охотского моря; общая протяженность этой линии — свыше 7000 км. Нами были выбраны пять городов в разных регионах России: Белозерск в Вологодской области, Краснотурьинск на Северном Урале, Стрежевой неподалеку от Нижневартовска, Олекминск в Якутии и, наконец, конечная точка — Магадан.

    Города были выбраны достаточно произвольно — просто точки на карте через более-менее равные промежутки. Однако на практике выборка оказалась весьма репрезентативной. С точки зрения размеров у нас оказались представлены и совсем небольшие городки Олекминск (9 тыс. жителей) и Белозерск (12 тыс.), и средние города — Стрежевой (45 тыс.) и Краснотурьинск (75 тыс.), и региональные центры — Магадан, столица всего Колымского края (107 тыс. жителей). С точки зрения профессиональной специализации пункты «петербургской параллели» тоже оказались весьма разнообразны: два города с большими градообразующими предприятиями (Краснотурьинск с Богословским алюминиевым комбинатом и Стрежевой с «Томскнефтью»), два — Белозерск и Олекминск — без какой-либо солидной промышленной базы, живущие небольшими производствами и дарами окрестной природы, и Магадан — город с разнообразной промышленностью и иностранными инвестициями. Понятно, разным оказался и уровень жизни: от 3,5 тыс. рублей средней зарплаты в Белозерске до 18 тыс. рублей в нефтяном Стрежевом. Разнятся выбранные города и по возрасту — история Белозерска уводит нас к древнерусским князьям, в глубь веков, а Стрежевой возник в 1960-е годы как результат всесоюзной комсомольской стройки.

    Есть, конечно, специфические регионы России, которых мы не коснулись, например, на российском юге, но о том, что творится на большей территории России, представление получено было.

    Во всех городах прошли встречи с местной общественностью — журналистами, преподавателями, сотрудниками музеев, бизнесменами, состоялись обсуждения сегодняшней российской политики, того, что понятно и что непонятно уральцам и сибирякам. Состоялись и встречи с городским руководством, местными чиновниками. В Краснотурьинске благодаря помощи руководителя местной телекомпании Павла Сенникова удалось провести социологическое исследование, аналогичное петербургскому.

    Какая же картина нарисовалась в результате путешествия из Петербурга в Магадан? Прежде всего, отметим, что вопреки столичным представлениям никаких зон бедствия мы в провинции не увидели. В центре Белозерска или пригороде Краснотурьинска такие же краснокирпичные двухэтажные коттеджи под крышей из мягкой черепицы, как в питерских или московских пригородах. Соотношение запустенья и новых тенденций, пожалуй, приблизительно такое же, как и в Петербурге. А вот печальных примет большого города — тысяч опустившихся бомжей, роющихся в помойках и ночующих в подвалах возле теплых труб — мы в провинции не видели. Возможно, нам просто повезло.

    Другая бросившаяся в глаза деталь: в условиях глубокого идеологического вакуума на место свергнутых с пьедесталов коммунистических ценностей заступает церковь. В Петербурге это не так заметно, в провинции бросается в глаза. И это характерно не только для славящегося старинными церквями Белозерска, но и для современного Стрежевого. Что строят в центре Стрежевого, рядом со зданием администрации? Новый храм. Та же ситуация и в других, не только в «штатных» городах петербургской параллели, но и в тех, куда мы заезжали по пути. И дело тут вовсе не в какой-то активности, которую внезапно развила православная церковь, не в том, что местные священники стали опорой в духовных исканиях сограждан. Просто людям необходимо что-то, выходящее за грань повседневного быта, что-то «высокое, красивое, духовное», место, построенное для праздника, куда можно прийти всей семьей, принарядившись и настроившись на праздничную волну. Приблизительно так, как раньше ходили на демонстрации.

    Петербургский писатель Илья Стогов в одном из своих произведений высказал предположение, что для жителей современных спальных районов мегаполисов такую роль отчасти играют универсамы, супермаркеты и моллы. Наблюдение точное. К тому же, это довольно логично для общества потребления, к которому мы упорно пытаемся прирасти. Однако, пожалуй, моллы перекрывают не все духовные потребности и стремления.

    Провинция демонстрирует, что россияне дают большой аванс доверия православной церкви. Насколько она готова воспользоваться этим авансом? Пока складывается ощущение, что не особенно. Во всяком случае, если новые красивые храмы бросаются в глаза во всех российских городах, то участие духовных отцов в общественной жизни как-то почувствовать не удалось.

    Широко распространено мнение, что провинцию не интересует стратегическая политика: лишь бы работа была, пенсии росли, работало здравоохранение и школы. Это, мягко говоря, неправда. Запрос на идеологию в российской провинции огромен. И это не удивительно: мы же 70 лет жили в идеократическом государстве. Люди хотят знать, к каким светлым идеалам ведет их руководство, какой видит Россию-2030, Россию-2050, с кем намерено дружить, а на кого смотрит косо. Однако ответа на все эти вопросы руководство страны не дает, и утолить свой идеологический запрос народу нечем.

    Еще одно соображение: из Москвы и Петербурга невозможно почувствовать, насколько Россия полиэтнична. Причем, все этносы — от финно-угров до якутов — это действительно россияне. Поэтому дискуссию о том, какой народ населяет Россию — русский или российский — мы для себя закрыли: народ у нас российский. Кстати, большой неожиданностью для нас стал национальный состав краснотурьинцев, среди которых велик процент этнических немцев. Покопавшись немного в истории, понимаешь, что роль немцев в освоении Урала, развитии горно-рудного дела, российской промышленности огромна и пока еще недооценена.

    Не прочувствовать из столиц и того, насколько жестокой и злой волей осваивались и обживались российские просторы. Из пяти городов «петербургской параллели» три возникли на костях заключенных и ссыльных. Краснотурьинск строили так называемые «трудармейцы» — те, кто во время войны не попали на фронт как недостаточно благонадежные и были мобилизованы в Трудовую армию. Жизнь и работа этих людей мало чем отличались от жизни заключенных, порядка 20% трудармейцев умерли от голода и непосильного труда. Среди трудармейцев оказались практически все этнические немцы, жившие перед войной в России, а ведь их было несколько миллионов! Кстати, в Краснотурьинске открыт мемориал бойцам Трудармии-немцам.

    Начало Стрежевому тоже положили жертвы режима — раскулаченные крестьяне, которых выселили на голое место. Позже к ним добавились те же немцы. И только потом там началась комсомольская стройка и официальная история. Что уж говорить про Магадан...

    Когда задумываешься о масштабах использования труда заключенных, приходишь к мысли, что все выдвигавшиеся против них обвинения были лишь поводом. Поводом, позволявшим получить огромную армию бесплатных рабочих рук; отношение к этой армии было вполне революционным: умрут эти, посадим следующих.

    Теперь о тех гипотезах и установках, с которыми мы ехали в провинцию. Раскол между богатыми и бедными. Нам не показалось, что это значимо для провинциальных городов. Богатые там на виду. Как досталось и чего стоит это богатство всем известно. Состоятельные горожане заинтересованы в стабильности и процветании малой родины; они участвуют в общественной жизни, благоустройстве, они дают работу и развивают производство. Так что их ценят и врагами не считают: насколько непросто заниматься реальным бизнесом в российских условиях — ни для кого не секрет. Общество отторгает тех, кто не хочет брать на себя социальной ответственности: платить отпускные и больничные, предоставлять нормальные условия труда. Но таких среди провинциальных богатых абсолютное меньшинство: быть социальным изгоем никому не хочется.

    Зато раскол между федеральным центром и регионами — настоящая пропасть, в которую может провалиться вся страна. И это не регионы отпадают от столицы, а, напротив, столица отгораживается от провинции. Никакой обратной связи с Москвой в регионах не чувствуют. И в этом смысле ярким примером является город нефтяников Стрежевой. Градообразующее предприятие —'Томскнефть» — в конце девяностых было куплено ЮКОСом. Компания заметно вложилась в развитие городской инфраструктуры, в улучшение условий труда (в конце концов, даже удобная и теплая спецодежда и обувь для работы на промыслах впервые появилась в Стрежевом при ЮКОСе). Михаил Ходорковский был здесь частым гостем, и стрежевчане видели, что он реально участвует в их жизни.

    Арест олигарха и разгром ЮКОСа был для Стрежевого громом среди ясного неба. При этом «Томскнефть» по-прежнему остается в структуре ЮКОСа — других распоряжений из центра не поступало. А город уже два года гадает, что с ним будет дальше. Кому отдадут «Томскнефть»? Захочет ли новый владелец развивать город или, может быть, будет вести дело к его «закрытию» и разработке месторождений вахтовым способом? Ответа нет. Все попытки горожан — и рядовых, и представителей власти — узнать что-либо о своей будущей судьбе встречают в столице гробовым молчанием. «Нам кажется, там, в Москве, вообще не понимают, что за Уралом тоже люди живут», — жалуются местные жители. И это общее ощущение провинции: добиться от столицы какой-либо реакции на запрос невозможно.

    А люди, между прочим, хотят участвовать в строительстве государства, выработке идеологии, разработке региональной политики. У них есть мысли, свое видение, своя практика. Им кажется, что государство плохо справляется со своими общегосударственными функциями и при этом еще берет на себя управление мелкими местными делами. У местных властей связаны руки: они не могут профинансировать краеведческий музей или балетную школу, они распоряжаются очень маленькой толикой зарабатываемых городом денег. За всем надо идти на поклон к Центру. А Центр даже не удосуживается разглядеть провинциальных просителей, пришедших за собственными деньгами. «Вот, говорят, в Правительстве все равно все разворуют. Но у нас-то на месте не разворуешь. Давайте деньги местным властям, причем так, чтобы информация об этом поступала в город: столько-то выделено на улучшение инфраструктуры, столько-то на благоустройство, и местные депутаты, общественность за всем проследят — тут же все на виду. Сколько же можно говорить о местном самоуправлении — надо же его когда-нибудь ввести». Это мнение не местных региональных чиновников, а простых горожан.

    Очень любопытными оказались данные опроса уральцев в сравнении с петербургскими результатами. Уральцы по своим воззрениям оказались либеральнее жителей Северной столицы. Они в большей степени склонны полагаться на себя, а не уповать на государство. Они терпимее относятся к чужому богатству. И, наконец, они менее недоверчивы к Западу. Все это видно из приведенной таблицы: (к сожалению, таблицы корректно не переносятся и их надо смотреть по ссылке - Москвич)

    Каждая из пар оценивалась по 5-балльной шкале со следующей интерпретацией количественных значений: чем выше оценка, тем больше мера согласия с суждением в левой колонке (традиционные нормы); чем ниже оценка, тем больше мера согласия с суждением в правой колонке (либеральные нормы).

    Как видно, в Петербурге наиболее выраженной является патерналистская установка, в соответствии с которой государству предназначена роль коллективного отца в отношении всех своих «детей» — граждан, поощряемых в зависимости от меры их «послушания». Большинство жителей Петербурга отличает и «антизападная» ориентация — склонность приписывать западному миру козни в отношении к России. Примечательно, что в Краснотурьинске эти установки менее очевидны и лишь незначительно превышают середину шкалы.

    Интересно при этом, что среди событий и исторических деятелей, которыми гордятся на Урале, гораздо менее выражен имперско-военный крен. Уральцы в большей степени гордятся культурой, наукой, спортом, чем жители Петербурга, у которых все достижения связаны с завоеваниями, а исторические деятели, вызывающие гордость, сплошь генералы и полководцы. Уральцы же отдали дань и ученым и писателям и Андрею Сахарову. Такой результат никак не прогнозировался социологами.

    Модальные исторические события, вызывающие чувство гордости (в % к числу опрошенных; в порядке предпочтения для петербуржцев) Событие Петербург Краснотурьинск
    Великая Отечественная война 85,5 74,3
    Завоевание космоса/полет Гагарина 40,0 42,5
    Отечественная война 1812 года 21,5 2,0
    Октябрьская революция и другие события советского периода 8,0 15,0
    Научные открытия 7,0 34,0
    Достижения культуры и искусства 1,5 12,0
    Спортивные достижения 1,0 23,5


    Примечание: Число процентов по столбцу превышает 100%, так как респондентам предлагалось назвать по три события.

    Как видно из полученных данных, жители уральского города в два раза чаще петербуржцев гордятся советской историей. Кроме Октябрьской революции, жители уральского городка называли еще «сталинские реформы», «братскую помощь другим странам», «покорение Арктики», «строительство БАМа» и др.

    В целом, как показывают и другие результаты опроса по Уралу, советский период истории и все, что с ним связано, более значим для жителей глубинки, причем его оценка носит, в отличие от Петербурга, чаще положительный характер. Видимо, это довольно естественно, учитывая тот факт, что от реформ все же больше «выиграли» жители двух российских мегаполисов, в то время как в промышленных регионах, в целом на периферии, не столько даже реальный уровень жизни, сколько его субъективное переживание существенно снизилось, отсюда — закономерная ностальгия по советскому прошлому.

    Неожиданностью оказалось значительно большее, по сравнению с Петербургом, число ответов в Краснотурьинске, связанных с научными и культурными достижениями страны. Чаще всего эти упоминания носили общий характер («достижения»), но в некоторых случаях ответ детализировался (например, «создание атомной бомбы», «бальзамирование тела Ленина как научный эксперимент» или «система Станиславского»). Этот факт явно противоречит утвердившемуся стереотипу Петербурга как культурной и научной столицы России, а также представлению о жителях глубинки, акцентуированных исключительно на материальной стороне жизни.

    Вообще антизападный настрой провинции решительно не подтвердился. Более того, в ходе экспедиции и многочисленных бесед с жителями провинции картина сложилась прямо противоположная. Российский народ по своим установкам вполне западен. Он рассчитывает только на себя, давно уже не ждет милостей от государства и хотел бы в большей степени заняться самоорганизацией своей жизни, самоуправлением на местах. Все что он имеет, он заработал своим трудом и видит прямую связь между эффективной и планомерной работой и результатом. В этом смысле ему вполне близки западные установки, и народ их разделяет.

    Совершенно по-другому увиделась из провинции жизнь столичных элит. Вот где гнездятся российская самобытность и особость! И происхождение этих самобытности и особости вполне понятны: Россия очень богатая страна, государственных ресурсов так много, что столица буквально купается в деньгах. Бизнес на государственных ресурсах приучил столичную элиту к халяве, а за элитой подтянулись и следующие слои. «Срубить на арапа» — вот лозунг большинства московских бизнесменов. Не получилось здесь и сегодня, значит, получится там и завтра: нефтяные качалки работают без сна и отдыха. И это вполне византийский, деспотический, восточный, имперско-государственный подход. Столичная элита стоит возле трона и ждет, где и чего еще удастся «прихватизировать». «Ваша Москва превратилась в типичный город-паразит, зарабатывающий на продаже за границу российских природных ресурсов, добываемых в провинции, и не способный в ответ предоставить регионам адекватный современный управленческий продукт», — поделился с нами мнением один немецкий журналист левого толка. Нам на это возразить, по большому счету, нечего.

    Коснувшись отношений «провинция — столица» было бы несправедливо не привести и московский взгляд на ситуацию. Во всяком случае, взгляд той самой процветающей московской прослойки, которая полагает, что жизнь удалась, а провинция сама виновата.

    Есть такое издание — «Буржуазный журнал», учрежденное ООО «Дни.ру» и адресованное столичной «буржуазии» (место распространения — модные рестораны и прочие дорогие тусовочные места). В последнем номере журнала была опубликована любопытная статья на интересующую нас тему с вполне откровенным заголовком — «Москва против провинции». В качестве затравки приведено письмо из глуши (разумеется, с огромным количеством стилистических и орфографических ошибок — дабы показать всю дикость и замшелость провинциалов). В письме, в частности, сказано: «Пока вы будете делить Россию на Москву и глушь, которая, кстати, вас кормит и поит, пропагандировать по всем СМИ американизм и любить Россию на 100-метровых кухнях, никогда мы - глушь — вашей зажратости не поймем; как сказано у Виктора Третьякова «нельзя любить и гадить одновременно». Так что у нас в глуши куется богатство России, а вы его распродаете и пожираете». Получала ли редакция журнала такое письмо в реальности, и изобиловало ли оно теми ошибками, с которыми приведено в журнале — нам не ведомо. В конце концов, письмо лишь повод для формулирования отношения к провинции.

    «Буржуазный» автор журнала отвечает провинциалу свысока и снисходительно. «Половина страны заражена этим синдромом лузерства, то ли обусловленным генотипом, то ли передающимся скрытым кодом, вмонтированным в старые советские кинофильмы», — пишет он. И с возмущением спрашивает «глушь»: «Почему в московских магазинах и ресторанах продается норвежская семга? А мясо аргентинское и американское? А молоко, которое делается из голландского порошка? Из школьных уроков географии мне помнится, что на просторах Сибири все это имеется в изобилии». После этого следуют обвинения плохим провинциальным «лузерам», которые не хотят «учиться и работать двадцать четыре часа в сутки, чтобы сделать свою продукцию конкурентной».

    Таким образом, оказывается, что это не управленческий аппарат страны, не умеющий наладить хозяйство путем грамотной инвестиционной, кредитной и налоговой политики, виноват в отсутствии развитого сельского хозяйства, а не желающие работать и вкладывать деньги в модернизацию семговодства провинциалы. Далее журнал переходит к рекламе часов с бриллиантами и описанию гаража журналиста Владимира Соловьева: «Перечислите, пожалуйста, последние приобретения. — Темно-синий Porsche 997 Carrera S 2005 года, черный Audi A8 W 12 и семейный транспорт — Hummer H2», — любезно отвечает столичный журналист. Он определенно не лузер...

    Провинциальный народ, между тем потихоньку налаживает свою жизнь...

    Хотелось бы, конечно, написать в заключение что-нибудь вроде: «И если бы этой московской элиты не было, народ бы налаживал свою жизнь гораздо быстрее», и на этом поставить эффектную публицистическую точку. Однако наша элита плоть от плоти нашего народа. Нам ее не заслали из четвертого измерения. До того как стать столичной элитой, эти люди точно так же жили в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке и кляли центральную власть. Видимо, порочны сами схемы управления, которые пробуждают в людях не лучшие, а худшие качества. И того «быстрого разумом Ньютона», который сумеет создать в России более эффективную систему управления, российской земле еще только предстоит породить.


    Татьяна Чеснокова

  2. #2
    Аватар для unlock
    Адрес: Владивосток
    Сообщений
    6,792
    Ветка, как не имеющая отношение к автомобилям, закрыта.
    За рекламу москвич получает предупреждение.

Вернуться к списку тем
Kia Sportage
2013 год
1050000 руб.
Toyota Land Cruiser
2003 год
1170000 руб.
SsangYong Rexton
2011 год
718000 руб.
УАЗ Патриот
2016 год
Sochinec505
Toyota Corolla
1998 год
Sergei
Skoda Rapid
2014 год
saddler

 
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189