Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще

 
 
Страница 3 из 3 ПерваяПервая 123
Показано с 41 по 52 из 52

Тех.расследование аварии на СШГЭС

  1. #41

    Сообщений
    356

  2. #42

    Сообщений
    356

    Секрет рисунка BMW

    Сообщение от gewöhnlicher Ingenieur Посмотреть сообщение
    And_BX ;dma2
    Позволяет ли Ваш опыт предположить: с каким звуком могли бы рваться шпильки М80 в данной конструкции? Как долго происходил процесс от первой до последней? Меня устроит ответ-предположение, из опыта, можно в личку, дабы не нахамил кто
    Звуковые частоты я не знаю, а хронометраж приведший к аварии приведу.

    Секрет рисунка BMW

    Первую фазу мы рассмотрели в тех.ветке (посты 32, 33, 41).
    Самая долгая начальная фаза длилась 8 часов (23:15-07:15). Это время ушло на излом первых 7 шпилек статической силой на сдвиг от верхней цапфы заклинившей снизу лопатки порядка 150-180 т. Еще раз приведем эту хронологию:
    [23:15] запуск ГА2, отрыв и клин лопатки
    [00:25] излом первой шпильки (35 минут)
    [02:25] излом 2-й шпильки (2 ч 35 мин)
    [03:00] излом 3-й шпильки (3 ч 10 мин)
    [04:15] излом 4-й шпильки (3 ч 45 мин)
    [05:40] излом 5-й шпильки (3 ч 15 мин)
    [06:15] излом 6-й шпильки (3 ч 40 мин)
    [07:15] излом 7-й шпильки (4 часа)
    На оставшиеся шпильки дополнительное сдвиговое усилие распределяется более равномерно, поэтому их излом затянулся бы на многие часы и дни. Но появилась новая, большая сила воздействия.
    До аварии осталось менее часа. Рассмотрим, что могло происходить в это время, что привело к рисунку BMW.



    [07:30-07:45] Затяжка одной шпильки по регламенту составляет 75 т, то есть уже потеряна сплошная полоса затяжки 7 * 75 = 525 т. Длина сектора этой полосы в районе цапф более 2 метров, то есть на соседние шпильки действует метровый рычаг разрыва.
    Оставшиеся шпильки 8-10 в секторах ЛБ1 и ЛБ2 и шпильки в секторах ЛБ3 и ЛБ4 доламываются этим рычагом.
    В следующих секторах происходит растягивание шпилек:
    НБ3 и ВБ4 – до 3-4 мм
    НБ1 и ВБ2 – до 2-3 мм
    НБ2 и ВБ1 – до 1-2 мм
    НБ4 и ВБ3 – до 1 мм
    ПБ3 и ПБ4 – теряется прижим
    Прижатыми остаются только сектора ПБ1 и ПБ2.
    На этом разрыв временно приостанавливается, потому что крышка перекосилась и НА в секторах ЛБ1 и ЛБ2 уперся в стенку стакана СК. Этот упор помогает оставшимся шпилькам сдерживать подъемные силы до 3000 т и не дает просачиваться воде в образовавшуюся щель.
    Растягивание затянулось бы на часы, но в действие вновь вступают силы сдвига.
    [07:45-08:10] Штатные силы сдвига, пытающиеся раскрутить крышку с НА, при открытых на 60-70% лопатках порядка 1200 т. Основное противодействие им теперь оказывают только сектора ПБ1 и ПБ2, где сохранился прижим. В других секторах крышка прижимается к шпилькам выше, поэтому им легче изогнуться и отклониться, предотвращая излом.
    Когда излом уничтожает шпильки в секторах ПБ1 и ПБ2, крышка начинает выравниваться. Возможно в этот момент происходит всплеск сейсмопоказаний в районе 1 и 14 Гц.
    [08:10-08:13] Оставшиеся шпильки в секторах НБ, ВБ, ПБ3 и ПБ4 растягиваются. Прижима нет, излом не наступает, так как сдвиговые усилия приложены высоко, что позволяет шпилькам больше изогнуться и переложить часть сдвиговой нагрузки на цапфы лопаток.
    Крышка выравнивается, начинается равномерный разрыв оставшихся шпилек. В щель поступает вода, но не с полным напором, так как путь узкий и длинный – аналог лабиринтного уплотнения.
    Растягивание и разрыв идут волнами. Нижний обод РК несколькими движениями поднимается, перекрывая путь воде. С каждой волной давление возрастает, что видно на графиках.
    [08:13:22-08:13:24] Начавшееся закрытие лопаток приводит к разрыву последних шпилек.

    P.S. Обращаю внимание, что эта версия предполагает нормальные затянутые шпильки с допустимой коррозией. Если и есть усталость, то единичная. Иначе ровного рисунка BMW не получится.

  3. #43
    Аватар для sostav
    Адрес: Челябинск.74
    Сообщений
    25,509
    Больше 10 лет на форуме
    Авария на гидроагрегате №*2 (разрушение конкретного технического устройства) произошла в момент срыва крышки турбины вследствие излома шпилек крепления крышки. В результате визуального осмотра 49 шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата №*2 в изломах шпилек выделены две зоны: зона усталостного излома и зона долома (письмо 23.09.2009 г.
    № 04/23/- 2561 ВС ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»):
    41 шпилька разрушилась по резьбе при площадях усталостного излома:
    -от 5 до 10% от общей площади сечения шпильки на 5 шпильках;
    -от 20 до 30% от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 35 до 40% от общей площади сечения шпильки на 8 шпильках;
    -от 50 до 55% от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
    -от 60 до 65% от общей площади сечения шпильки на 4 шпильках;
    - 70 % от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 80 до 85% от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 90 до 95% от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
    -от 97 до 98% от общей площади сечения шпильки на 2 шпильках.
    Две шпильки разрушились без признаков усталостного разрушения
    по механизму статического отрыва.
    Остальные 6 шпилек имеют полную длину, резьба не сорвана, что может свидетельствовать об отсутствии на них гаек в момент срыва турбины. Длина не разрушенной шпильки составляет 245 мм и соответствует заданной
    по чертежу.

  4. #44
    Аватар для sostav
    Адрес: Челябинск.74
    Сообщений
    25,509
    Больше 10 лет на форуме
    По результатам лабораторных исследований (заключение от 10.09.2009 № 60 ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»), сделаны следующие выводы:
    - по результатам капиллярной дефектоскопии обнаружены протяженные несплошности в виде трещин на витках резьбы. Обнаруженные дефекты являются недопустимыми.
    - по результатам ультразвуковой дефектоскопии обнаружены недопустимые дефекты на витках резьбы шпилек (дефектов в металле шпилек вне резьбовой зоны не выявлено);
    - результаты исследования химического состава образцов показали соответствие металла исследуемых шпилек стали 35 по ГОСТ 1050-88
    и соответствуют требованиям ТУ 0300.056 "Сталь конструкционная сортовая термически обработанная";
    - по результатам механических испытаний металл шпилек соответствует требованиям технических условий 0300.056 "Сталь конструкционная сортовая термически обработанная";
    - микроструктура металла шпилек - феррит и пластинчатый перлит. Структурная полосчатость выражена слабо; основными видами неметаллических включений в металле являются деформированные сульфиды марганца, имеется незначительное содержание силикатов марганца, оксидов сложного состава и нитридов титана; микроструктура металла шпилек признаков браковки не имеет;
    - макрорельеф поверхности излома шпилек является характерным
    для области развития усталостной трещины. Зарождение усталостной трещины (многоочаговое) происходило от внешнего концентратора - кольцевой резьбовой канавки. На поверхности усталостного разрушения выделяется ряд макрообластей, границы которых идентифицируются как следы продвижения фронта усталостной трещины.


    Основные результаты экспертизы и выводы:
    1. Химический состав металла шпилек соответствует стали 35
    по ГОСТ 1050-88 и требованиям ТУ 0300.056 "Сталь конструкционная сортовая термически обработанная". Микроструктура металла шпилек характерна для углеродистой стали с содержанием углерода 0,3 - 0,4% и браковочных признаков не имеет.
    2. Механические свойства металла шпилек соответствуют требованиям технических условий 0300.056 "Сталь конструкционная сортовая термически обработанная".
    3. По результатам неразрушающего контроля обнаружены многочисленные дефекты в виде усталостных трещин на поверхности резьбовых канавок шпилек. Обнаруженные трещиноподобные дефекты характеризуются как недопустимые, поскольку являются очагами развития разрушения шпилек, ограничивают прочность и несущую способность этих деталей, а также конструкции разъемного соединения в целом.
    4. По результатам комплексных исследований основной причиной разрушения шпилек является развитие усталостных трещин, зарождение которых происходило с внутренней поверхности резьбовой канавки. Размер области развития усталостных трещин до момента статического долома для исследованных шпилек изменяется в широком диапазоне вплоть до 95% от общей площади поверхности разрушения, т.е. практически до полной потери несущей способности шпилек.
    Одним из факторов, способствующих развитию дефекта в шпильках крепления крышки турбины на ГА-2, является значительное количество переходных режимов работы гидроагрегата в не рекомендуемых
    для эксплуатации зонах с повышенными динамическими характеристиками (вибрациями), в зависимости от мощности при участии гидроэлектростанции (и гидроагрегатов) в системном регулировании активной мощности
    и частоты. Установленный заводом-изготовителем срок службы крепежа (шпилек) совпадает со сроком службы самого оборудования (30 лет).
    Выписки из АКТа...

  5. #45

    Сообщений
    356
    Дополнение к Тех.расследование аварии на СШГЭС



    Надо разложить по номерам шпилек информацию из акта:
    В результате визуального осмотра 49 шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата №*2 в изломах шпилек выделены две зоны: зона усталостного излома и зона долома (письмо 23.09.2009 г.
    № 04/23/- 2561 ВС ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»):
    41 шпилька разрушилась по резьбе при площадях усталостного излома:
    -от 5 до 10% от общей площади сечения шпильки на 5 шпильках;
    -от 20 до 30% от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 35 до 40% от общей площади сечения шпильки на 8 шпильках;
    -от 50 до 55% от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
    -от 60 до 65% от общей площади сечения шпильки на 4 шпильках;
    - 70 % от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 80 до 85% от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
    -от 90 до 95% от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
    -от 97 до 98% от общей площади сечения шпильки на 2 шпильках.
    Две шпильки разрушились без признаков усталостного разрушения
    по механизму статического отрыва.
    Остальные 6 шпилек имеют полную длину, резьба не сорвана, что может свидетельствовать об отсутствии на них гаек в момент срыва турбины. Длина не разрушенной шпильки составляет 245 мм и соответствует заданной по чертежу.

  6. #46

    Сообщений
    356
    Дискуссия на ветке давно ушла от физико-технического уклона в сторону политико-философскую. Одним, наверно, неинтересны технические детали, другие не понимают их, третьи не хотят понимать, четвёртые проповедуют принцип «такого не может быть». Посты с технической информацией или выводами давно уже пролетают и теряются в сотнях страниц. Официальный отчёт скуп, но всё же дал новую информацию. Попробуем поразмышлять над ней. Ловите очередную порцию «технического бреда».
    Почему «бреда»? Кому лень читать «бред» о лопатке, переходите в конец, к «Бабочке»…

    Вопрос, который поднимался еще с 17 августа: почему именно ГА2? И ответ быстро нашёлся: вибрации. Вибрации привели к износу и усталости металлических конструкций. Есть документальное подтверждение, что они постепенно увеличивались сверх нормы.

    В период с 21.04.2009 по 17.08.2009 наблюдался рост показаний вибрации турбинного подшипника гидроагрегата № 2, примерно в 4 раза.

    Амплитуда вибрации подшипника крышки турбины ГА-2 с 08 час. 00 мин. до 08 час. 13 мин. увеличилась на 240 мкм (с 600 до 840 мкм) при максимальном значении до 160мкм.
    Только остался не раскрыт ответ на вопрос: что привело к их увеличению. Сами по себе вибрации – обыденная вещь на станции. Даже превышение норм – обыденное явление. Разрешено до 160, а реально на половине агрегатов больше. ГА2 особо не выделялся, даже чемпионом не был. Правда сравнение не совсем корректно, так как напор апреля и августа различается на 40 метров.

    Размах горизонтальной вибрации корпуса турбинного подшипника
    16.03.2009
    Напор 190,98 м
    Режим работы, 601 МВт
    Значения вибрации НБ/ЛБ 149 мкм

    Данные по состоянию оборудования ГА на 8 час. 00 мин. 17.08.2009
    ГА-1 ГА-2 ГА-3 ГА-4 ГА-5 ГА-6 ГА-7 ГА-8 ГА-9 ГА-10
    200 600 150 110 275 --- 50 175 200 50

    Данные по состоянию гидроагрегатов на 8 час. 13 мин. 17.08.2009
    ГА-1 ГА-2 ГА-3 ГА-4 ГА-5 ГА-6 ГА-7 ГА-8 ГА-9 ГА-10
    200 840 175 160 160 --- 50 200 170 50
    По другим показателям ГА2 тоже был середнячком: время работы, количество переходов через зону II.

    Данные по количеству переходов не рекомендуемой зоны (II зоны) в 2009 г.
    ГА1 ГА2 ГА3 ГА4 ГА5 ГА6 ГА7 ГА8 ГА9 ГА10
    298 232 369 490 218 20 328 209 396 78

    Время нахождения агрегатов в не рекомендуемой зоне (II зоны)
    ГА1 3576 1 час
    ГА2 2784 0 час 46 мин
    ГА3 4428 1 час 14 мин
    ГА4 5880 1 час 38 мин
    ГА5 2616 0 час 44 мин
    ГА6 240 0 час 04 мин
    ГА7 3936 1 час 06 мин
    ГА8 2508 0 час 42 мин
    ГА9 4752 1 час 19 мин
    ГА10 936 0 час 15 мин

    Время работы гидроагрегатов СШГЭС в сети
    ГА 2006(час) 2007(час) 2008(час) 2009(час) Сумма(час)
    1 5253,99 6065,43 6415,93 4253,75 21989,10
    2 6157,78 4657,24 6498,58 3449,97 20763,57
    3 5976,56 2322,24 2910,98 4003,09 15212,87
    4 5794,30 6490,69 3278,15 4032,93 19596,07
    5 5066,17 4476,21 6773,20 4271,46 20587,04
    6 6657,31 4823,49 4222,59 96,76 15800,15
    7 2727,54 6648,91 4317,50 4552,02 18245,97
    8 7149,77 5141,05 4485,65 2730,33 19506,80
    9 6276,99 5649,44 4258,03 4901,42 21085,88
    10 1153,38 348,14 426,87 1826,60 3754,99
    А как же незакрученные гайки на целых шпильках, обнаруженных комиссией? Резьба на них не имеет признаков наличия гайки, даже нельзя предположить, что она лопнула и снялась со шпильки (как у шпильки с фотографии, на которой заметны повреждения резьбы и следы гайки). Тут надо согласиться, но с оговорками.
    Наличие незакрученных гаек подтверждается знающими ситуацию людьми.
    Запас, заложенный в крепёж, не сильно страдает от отсутствия гаек на нескольких шпильках, если они расположены не рядом друг с другом. Уменьшение натяга при отсутствии 8 гаек будет 10%.
    Сталь 35 вместо 45 кардинально картину не меняет. По характеристикам они близки.

    http://bmk.su/content/view/111/87/
    http://www.comtech-steel.ru/files/GOSTs/gost1050-88.pdf)
    Механические свойства для сталей по ГОСТ 1050-88
    Марка стали | Предел текучести Н/мм2 (кгс/мм2) | Временное сопротивление Н/мм2 (кгс/мм2) | Относительное удлинение % | Относительное сужение % | Ударная вязкость KGU Дж/см2 (кгс м/см2)
    35 315(32) 530(54) 20 45 69(7)
    45 355(36) 600(61) 16 40 49(5)
    Все эти недочёты должны быть не только у ГА2, но и у других, не взлетевших агрегатов. Кардинально повлиять на ситуацию они не могли. Только отложили бы аварию на несколько часов, и взлёт ГА2 увидело бы начальство, собиравшееся приехать на станцию.
    Посчитаем ещё раз силы с учётом полученных замечаний.

    http://s40.radikal.ru/i088/0909/13/38c2620a53cb.png
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1252077289

    Вес 1800 т. Оставим, хотя есть вариант 1600 т.
    Выталкивающие силы оценивались в 2600 т. Но не было учтено, что давление сверху вниз на РК воздействует и на крышку снизу вверх. Возьмём выталкивающие силы: 3300 т.
    Сдвиговые силы от цапф лопаток грубо оценивались от 600 до 1200 т. Учтём замечания об обтекаемости лопаток. Возьмём сдвиговые силы: 450 т.
    Учтём отсутствие гаек на 6 шпильках. Имеющийся натяг теперь: 75 * 74 = 5550 т.
    Общая растягивающая нагрузка на болты: 5550 + 3300 – 1800 = 7050 т.
    Общий прижим крышки к фланцу: 5550 + 1800 – 3300 = 4050 т.
    Растягивающая нагрузка на одну шпильку с гайкой: 7050 / 74 = 95 т.
    Прижим на одну «штатную» шпильку: 4050 / 80 = 51 т.
    Сдвиговое усилие на одну шпильку с гайкой: 450 / 74 = 6 т.
    Соотношение сил прижима к силам сдвига: 8,5:1.
    Имеем 2-3 кратный запас, наблюдаемые вибрации не должны влиять на шпильки. 30 лет работы 10 агрегатов это подтверждают.
    В период с 14.01.2009г. по 16.03.2009г. проведен средний ремонт ГА2 СШГЭС.

    В ходе среднего ремонта ГА-2 фирмой ОАО «Промавтоматика» были выполнены работы по демонтажу колонки ЭГР-10-7-2И и механизма обратной связи и монтажу колонки ЭГР-РО-6-1 (ПР ГА 040505.01).
    Пункт 9 Приложения 1 к техническим требованиям на поставку и замену гидромеханической части электрогидравлического регулятора частоты вращения турбины описывает особенности работы в аварийных ситуациях.
    Однако режим закрытия направляющего аппарата в алгоритме работы электрогидравлического регулятора частоты вращения турбины при потере электропитания предусмотрен не был.
    После ремонта, с апреля идет линейный рост вибраций, а после 22 июня начинается ускоренный нелинейный рост.



    Сами по себе вибрации не могли стать причиной своего же увеличения через воздействие на шпильки. Классическая ситуация: что раньше – яйцо или курица.
    Чем же отличался наш середнячок ГА2? Начиная с весны он стал дёргать лопатками в несколько раз чаще своих собратьев. В благих намерениях – поиск оптимума, чтобы уменьшить вибрации.
    Но этот поиск долбил… нет, не шпильки. Он долбил пазы верхних цапф. Узел и до этого испытывал нагрузки.

    По направляющему аппарату (далее-НА): Осмотр НА, обнаружено: износ манжетных уплотнений средних подшипников ЛНА-9.12; демонтаж, монтаж эксцентриковых пальцев, шпонок, рычагов, корпуса верхних подшипников лопаток НА-9.12;
    Замена манжетных уплотнений, шнурового резинового уплотнения Д=8 мм средних подшипников лопаток НА-9.12;
    Переклиновка рычагов лопаток НА № 5,7,8,10,14,18,20;
    Проверка вертикальных и торцевых зазоров по лопаткам НА (формуляр № 4);
    Вывеска лопаток 9.12 и установка торцевых зазоров;
    Основной источник вибраций внизу – РК и лопатки.
    Дёргаем чаще лопатку – больше износ пазов цапфы и шпонок – больше люфт лопатки – больше вибрации – снова дёргаем лопатку, чтобы уменьшить их, и начинается «бег по кругу».
    Возможно, что после 22 июня из замятых пазов цапфы вылезла одна из шпонок. Или не одна, или не у одной цапфы.

    http://s55.radikal.ru/i147/0910/c5/06e048494e0e.jpg

    До середины августа наблюдаем ускоренный рост вибраций, но всё работает, никаких претензий к оборудованию. Формально вибрации не являются причиной для остановки, нет таких инструкций. Но в резерв ГА2 вывести можно.

    Система непрерывного виброконтроля, установленного на гидроагрегате №*2 в 2009*г. не была введена в эксплуатацию и не учитывалась оперативным персоналом и руководством станции при принятии решений.

    16 августа пожар на Братской. ГА2, выведенный из резерва, запускают в ГРАРМ.
    Но у ГА2 устали… нет, снова не шпильки. Верхняя цапфа, которая самая раздолбанная.

    http://s42.radikal.ru/i097/0909/a5/746b9096ad16.jpg

    Шпонки вылетают, лопатка освобождается. Почему этого могли не заметить?
    Срезной палец. Он не на лопатке. Сервомотор по-прежнему дёргает рычаг, обратная связь не нарушена. Если лопатка освобождается, она либо закрывается, упираясь в соседку, либо разворачивается вдоль потока. Во втором случае её обтекает большой поток воды, который воздействует на РК. Это сильно сказывается на работе и показаниях агрегата, по которым можно определить причину.

    http://s41.radikal.ru/i094/0910/78/4b9d9ba1b1e2.png

    Но лопатка не развернулась по потоку. У неё самые изношенные подшипники, которые перекосили ось. Лопатка заклинила нижним краем, развернувшись поперёк потока. Это положение не даёт такого сильного воздействия на РК, как ситуация с разворотом по потоку. Режим работы и показания изменились, но не очень заметно, определить по ним возникшую ситуацию сложно. Настораживают только повышенные вибрации.

    http://i010.radikal.ru/0909/b1/b1b141b21067.jpg

    Однако внизу кардинально изменился расклад сил. Теперь ускоренно начали уставать шпильки. Появилось новое статическое усилие на сдвиг: + 150-180 т.
    Общее сдвиговое усилие стало: 450 + 180 = 630 т. Но оно не симметрично. У ближайших к цапфе шпильках нагрузка больше, меняется соотношение сил прижима к силам сдвига:

    Прирост от заклинивания | Сила сдвига | Соотношение прижима к сдвигу |
    нет 6 т 8,5:1
    30% 60 т 8,5:10 (0,85:1)
    20% 42 т 8,5:7 (1,2:1)
    15% 33 т 8,5:5,5 (1,5:1)
    10% 24 т 8,5:4 (2,1:1)
    5% 15 т 8,5:2,5 (3,4:1)
    В тех.ветке приведен примерный расклад сил и последовательность излома.

    http://s44.radikal.ru/i104/0909/40/b8c431433b65.png
    http://s59.radikal.ru/i163/0909/21/7fa9d96cde28.png

    http://i078.radikal.ru/0909/f8/aa4cb0be035d.jpg
    http://i026.radikal.ru/0909/e2/20e5a6e038c8.jpg

    http://i074.radikal.ru/0910/a8/ac9d7be6e558.jpg
    http://i020.radikal.ru/0910/fc/74e37b8a1b72.jpg

    Отметим дополнительно только некоторые моменты.

    Срабатывание защит скорее всего произошло после фазы выравнивания в период 08:10-08:13 из-за поступающей в щель воды.
    Авария на СШГЭС. Электротехника

    Облом лопатки с кручением.
    http://s39.radikal.ru/i085/0909/34/79f2f0cb0eff.jpg
    http://s40.radikal.ru/i087/0908/8f/180018648c7b.jpg
    http://s61.radikal.ru/i172/0908/c0/3fb976d7f4ab.jpg
    http://s40.radikal.ru/i088/0908/e5/2fd1983554fc.jpg

    На лопатку, стоящую поперёк потока, действует усилие до 260 т. Широкая сторона лопатки длиннее узкой части, лопатка испытывает вверху большое крутящее усилие (примерно 15%, 40 т). Сочетание крутящего момента с постепенным наклоном от поворачивающейся крышки может привести к наблюдаемому облому.

    Рисунок BMW.
    http://i034.radikal.ru/0910/9b/0dc4550e6cbc.jpg

    Карта излома шпилек составлялась до выводов комиссии. При попытке скорректировать порядок излома шпилек, зная результаты экспертизы, нарисовались доказательства другой версии, которая выдвигалась с самого начала, но носила предположительный характер и требовала документального подтверждения и расчетов.

    «Бабочка» усталости шпилек.
    Разная степень усталости объясняется «кустами» сопротивления разрыву.



    От догадки заклинивания лопатки и поиска других источников сил можно отказаться, если точно подсчитать возможность излома шпилек соседних с номерами 53 и 54. Эти шпильки были без гаек и идут подряд. Кроме того, рядом есть шпильки 43 и 47 – тоже без гаек.
    В 54-х градусном секторе (это 15%) оказалось 4 шпильки без гаек. В секторе из 12 шпилек отсутствуют гайки, то есть нет натяга, у 4 шпилек. Это 1/3 (33%)!
    Подсчитаем силы в этом секторе.
    Часть общего веса агрегата в секторе: 1800 * 0,15 = 270 т.
    Общие выталкивающие силы в секторе: 3300 * 0,15 = 495 т.
    Общие сдвиговые силы в секторе: 450 * 0,15 = 68 т.
    Общий натяг в секторе должен быть: 5550 * 0,15 = 833 т.
    Реальный общий натяг в секторе: 75 * 8 = 600 т.
    Общая растягивающая нагрузка в секторе должна быть: 7050 * 0,15 = 1058 т.
    Реальная общая растягивающая нагрузка на болты в секторе: 600 + 495 – 270 = 825 т.
    Общий прижим в секторе должен был быть: 4050 * 0,15 = 608 т.
    Реальный общий прижим крышки к фланцу в секторе: 600 + 270 – 495 = 375 т.
    Растягивающая нагрузка на одну шпильку с гайкой в секторе: 375 / 8 = 47 т.
    Прижим на одну «штатную» шпильку в секторе: 375 / 12 = 31 т.
    Сдвиговое усилие на одну шпильку с гайкой в секторе: 68 / 8 = 8,5 т.
    Соотношение сил прижима к силам сдвига в секторе: 3,7:1.
    Если сделать расчет для 4 шпилек (для одной цапфы), среди которых две подряд без гаек, то соотношение будет еще меньше.
    Реальный общий натяг у цапфы: 75 * 2 = 150 т.
    Реальная общая растягивающая нагрузка на болты у цапфы: 150 + 165 – 90 = 225 т.
    Реальный общий прижим крышки к фланцу у цапфы: 150 + 90 – 165 = 75 т.
    Растягивающая нагрузка на одну шпильку с гайкой у цапфы: 75 / 2 = 37,5 т.
    Прижим на одну «штатную» шпильку в секторе: 75 / 4 = 19 т.
    Сдвиговое усилие на одну шпильку с гайкой у цапфы: 22,5 / 2 = 11 т.
    Соотношение сил прижима к силам сдвига у цапфы: 1,7:1.
    Соотношение в секторе «просело» более чем в два раза, а у цапфы в пять раз! При таких соотношениях сил возможны подвижки крышки в секторе. Получается, что с 21 апреля крышка «поехала». Мы видим линейный рост вибраций. 22 июня она прижалась к шпильке, и начался нелинейный участок роста. В ночь с 16 на 17 августа дело дошло до излома шпилек, и мы видим резкий скачок вибраций перед аварией.

    Халатность, разгильдяйство, пофигизм или диверсия?

    P.S. DOC-файл с картинками (2.22МБ = 2 329 600) - http://slil.ru/28052090

    P.P.S. С октября доходы упадут в два раза, кризис, работодатели экономят, придётся снова искать подработку...
    С уважением, инженер dma2.

  7. #47

    Сообщений
    8

    Версия: Резкое закрытие НА – Гидроудары

    Версия: Резкое закрытие НА – Гидроудары

    Причиной аварии является создание в отрасли административно-финансовой системы, цели которой – увеличение показателей прибыльности, капитализации, ликвидности и прочей «рыночной привлекательности» у бывших элементов ЕЭС.

    Данная версия – это предложение обсудить возможный вариант развития событий согласно тому куцему материалу, что имеем. А имеем мы фотографии ПОСЛЕ и несколько графиков ДО и ВО ВРЕМЯ. На этих трендах разная временная шкала. Нативные данные отсутствуют, усреднение с разной постоянной времени, но ДОПУСТИМ ДАННЫЕ ИСТИННЫ. «Связать» их на одной шкале не смог, поэтому рассматриваю последовательность событий без привязки к абсолютному времени.
    Итак.
    Непосредственно перед аварией на графиках положения лопаток заметен дрейф на закрытие. Как на индивидуальных трендах,
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255125275
    так и на общем (красный график).
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255125355
    Скорость можно оценить в 0,5-1% в минуту, связь её с вибрацией установить не удаётся. Нет данных. Отсутствуют также данные о давлении масла в системе гидропривода поворота лопаток НА, чем и воспользуемся.
    ПРЕДПОЛОЖИМ, что дрейф на закрытие НА – следствие протечек гидравлической системы. Рискнем также предположить, что непосредственный вклад в развитие вибрационных процессов вносит возрастающая еще с марта июня разбалансированность положения лопаток НА. Непосредственно перед аварией максимальный разброс в положениях штоков сервомоторов составлял 5%. Что касается взаимного расположения самих лопаток – остаётся только гадать. Но даже в случае идеально выставленного «нуля», люфт в рычаге и пальце ИМХО легко мог составлять пару градусов или 3%.

    В какой-то момент времени (в 08:13:21:00 на данном рисунке) НА ГА2 пошёл на закрытие. Вероятно под воздействием какого-то НЕглавного золотника…
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255125761

    На четвёртой ступеньке AI_Y1 данного графика в момент времени близкий к 4:13:24.717 по московскому времени случается событие «Ш», в результате которого скачкообразно возрастают радиальные вибрации ТП со сторон левого берега и нижнего бьефа, вертикальные вибрации опорного подшипника и проч;
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255125823
    Сути события «Ш» не понимаю. Неоспорим резкий, взрывной его характер. Подозреваю, что именно в этот момент раздался «хлопок». Возможно, произошло:
    - Обрыв одной или нескольких шпилек;
    - Перекос и заклинивание одной или нескольких лопаток;
    - Срыв и закрытие лопатки из-за разрушения крепления к рычагу;
    - …

    Через пару секунд главный золотник идёт на закрытие НА. Очень похоже на срабатывание защиты. Если вибрации не могли учитываться автоматикой, то возможными триггерами могли являться:
    - падение частоты тахогенератора XG1;
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255125872
    .......
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	e8b6e48566ae.jpg 
Просмотров:	1898 
Размер:	153.8 Кб 
ID:	677842    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	711629e568b4.jpg 
Просмотров:	1887 
Размер:	163.4 Кб 
ID:	677843    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Ракурс_параметры.png 
Просмотров:	1748 
Размер:	34.7 Кб 
ID:	677844    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Ракурс_вибрации.png 
Просмотров:	1749 
Размер:	35.9 Кб 
ID:	677845    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3.jpg 
Просмотров:	1890 
Размер:	164.8 Кб 
ID:	677846   


  8. #48

    Сообщений
    8

    Версия НА-ГУ

    .... либо
    - скачок частоты тахогенератора XG1 ;-)
    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255126197

    - либо ещё какие-то параметры, пока нам неведомые.
    Прошу обратить внимание на вышеприведённый рисунок. Непосредственно перед срабатыванием золотника НА приоткрывается на пару процентов (до 57%), а в момент срабатывания рушится до -10%.
    С другой стороны, в графиках с другим усреднением, картина иная:

    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255126252

    Возможно падение давления в гидравлической системе таково, что лопатки уже гуляют сами по себе. Вибрации в этот момент уже запредельные.
    Срабатывание главного золотника на закрытие приводит к резкому (фаза гидроудара около 300-350 мс при длине водовода 241м) прикрытию лопаток НА, что приводит к гидроудару со стороны верхнего бьефа. Удар с ВБ по зоне крышки турбины между статорным кольцом и лопатками НА ломает шпильки. Рассогласование положений штоков сервоприводов от -1 до +50%. Давление в спиральной камере перед ударом не ниже 20 атм.
    Давление под крышкой турбины падает с +3,9455 до -1 атм («вакуум»):

    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255126312

    Как уже утверждалось, обратный гидравлический удар со стороны нижнего бьефа выносит ГА2 из шахты:

    https://forums.drom.ru/attachment.php...1&d=1255126365
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	711629e568b4.jpg 
Просмотров:	1884 
Размер:	163.5 Кб 
ID:	677847    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	e8b6e48566ae.jpg 
Просмотров:	1825 
Размер:	153.8 Кб 
ID:	677848    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	0a3981b18157.jpg 
Просмотров:	1799 
Размер:	113.3 Кб 
ID:	677849    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Удар.jpg 
Просмотров:	1900 
Размер:	63.9 Кб 
ID:	677850   

  9. #49

    Сообщений
    356
    Оказывается я пропустил очень важную фотографию с номерными бумажками шпилек.
    Теперь она учтена, карта излома построена по данным из акта комиссии.
    С учётом расчётов в сообщении оформим окончательные картинки.

    Бабочка:


    BMW:

  10. #50
    Аватар для tango
    Адрес: Саяногорск
    Сообщений
    51,700
    Больше 15 лет на форуме
    сегодня читал Вестник МЭИ №1 2010г, статья д.т.н. Зеленохата Н.И. "Технологические причины аварии на СШГЭС" пишет, что авария произошла в результате рассогласования лопаток НА... и следствием являлось:
    Возможно в час X произошли частичные повреждения или разрушение лабиринтного уплотнения и заклинивание в этой части вращающего вала с крышкой турбины, так как через 0.5с после резкого возрастания вертикальных вибраций и наступил час X - маталлические части РК состыковались в верхнем лабиринтном уплотнении с крышкой турбины. Накопленной кинетической энергии вращающегося вала с ротором и РК было более чем достаточно, чтобы в одно мгновение срезать шпильки крышки турбины и верхние втулки цапф лопаток НА. Так как давление воды на крышку турбины и РК в несколько раз превышало их вес, то они вместе с валом и ротором потоком воды были вынесены из шахты(колодца) в вертикальном направлении.
    Нет более дурацкого занятия, чем пытаться что-то втолковать дураку.
    __
    HondaCRV'97(RD1 B20B AT)

  11. #51
    Аватар для tango
    Адрес: Саяногорск
    Сообщений
    51,700
    Больше 15 лет на форуме
    Не зря люди свои версии аварии здесь выкладывали - журнал "Гидростроительство" за январь 2012

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG0216A.jpg 
Просмотров:	135 
Размер:	92.8 Кб 
ID:	2383742Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG0217A.jpg 
Просмотров:	127 
Размер:	92.5 Кб 
ID:	2383744
    Нет более дурацкого занятия, чем пытаться что-то втолковать дураку.
    __
    HondaCRV'97(RD1 B20B AT)

  12. #52
    Аватар для tango
    Адрес: Саяногорск
    Сообщений
    51,700
    Больше 15 лет на форуме





    Нет более дурацкого занятия, чем пытаться что-то втолковать дураку.
    __
    HondaCRV'97(RD1 B20B AT)

Страница 3 из 3 ПерваяПервая 123
Вернуться к списку тем
Лада 2107
2011 год
167000 руб.
Hyundai Solaris
2015 год
550000 руб.
Honda Stream
2009 год
888000 руб.
УАЗ Патриот
2016 год
Sochinec505
Toyota Corolla
1998 год
Sergei
Skoda Rapid
2014 год
saddler
 
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189