БРАТСК – УЛАН – БАТОР на авто.
Май 2010 г.
1. Дорога Братск- Иркутск. Писать особо нечего так как все проехали ее не один раз. Места-ми плохая, местами очень плохая, кое-где хорошая. Доехали до Иркутска не торопясь за восемь часов. Особо не спешили, так как в Иркутске на следующий день были дела. Виза в Монголию была оформлена заранее. Стандартный вариант – туристическая, с годностью въезда три месяца и пребыванием в Монголии 30 дней.
2. Дорога Иркутск – Кяхта. Выехали из Иркутска в 12.30. Обычная российская дорога, местами с хорошим асфальтом, местами с не очень. Довольно много закрытых поворотов. Часто встречаются фуры из Китая и Монголии, так что нужно быть внимательным. Остановка в кафе «Полина». Неплохое место, можно поесть, принять душ и отдохнуть. Вообще по всей дороге придорожных кафе с гостевыми номерами множество, так что с ночлегом можно не озабочиваться. Больше ничем особенным дорога не запомнилась, только перед самым Улан-Удэ гайцы нагрели на 300 р., при оформлении штрафа гаец поинтересовался куда едем, узнав, что в Монголию выразил удивление «А х....и вы туда все претесь», из чего я сделал вывод, что мы не первые кому сегодня не повезло. Вообще их (гайцев) по дороге много, стоят практически везде и в самых неожиданных местах, так что расслабляться не стоит. В Улан-Удэ повернули в сторону Кяхты, хорошая дорожная разметка и множество указателей , так что заблудиться сложно. Перед Кяхтой остановил воинский патруль, погранцы проверили документы, заглянули в машину и пропустили. В Кяхте проехали к МАППу застолбили очередь, за пожилой, абсолютно лысой монголкой, которая кстати, на русском языке разговаривала настолько грамотно, что стало даже немного стыдно за свою лексику. Ночевать поехали в гостиницу «Дружба» в Кяхте. Место довольно пакостное, грязное с устойчивым затхлым запахом. Вода только холодная и та еле бежит, туалет не смывает!!! Спали не раздеваясь, так как постельное белье доверия не внушило. Стоит это удовольствие по 450 р с человека. Положительный факт только один, напротив располо-жены здания райотделов чекистов, УВД и прокуратуры. Местная шпана обходит это милое местечко стороной, так как нравы у кяхтинских силовиков, со слов дежурной, особой демократией не отличаются. С разрешения местной молодой, симпатичной буряточки в милицейской форме поставил машину на стоянку УВД и спал спокойно. Утром, когда забирал машину, вышел дежурный, проверил документы и пожелал счастливого пути. Мелочь, но приятно.
3. Переход границы Кяхта - Улаанбулаг затяжная и малоприятная процедура. На моем месте уже стояли две машины с монгольскими номерами, но давешняя монголка заставила их выехать и пропустить меня вперед. Монголы подчинились безропотно. На МАППе довольно много челноков, которые ходят по машинам и просят подвезти, одна монголка подошла и к нам и попросила подвезти до УБ, сказав у тебя машина большая, а нас всего восемь человек . Мы вежливо уклонились и больше нас никто с этим вопросом не беспокоил. Тем не менее к открытию КПП все устроились по машинам. Прохождение МАППА . Таможенникам абсолютно по барабану пройдешь ты сегодня или нет. Пропустив несколько машин могут поставить шлагбаум и заниматься неизвестно чем. Пройдя КПП и подъехали к будке таможенного контроля. Пошла девица в форме таможенника и объявила, что у них сегодня учения и нас просят выйти из машин и подождать в сторонке минут 15. В течении 40 мин мы наблюдали картину как бравые таможенники поверяя документы крутили руки какому то перца, с визгом и сиреной подкатывала патрульная авто, «Нарушителя» загрузили и увезли. После этого таможенники не спеша перекурили, обсудили учения и наконец –то начали работать. Осматривают машины довольно тщательно, заставляют выгружать все из багажника. Нас почему-то досматривать не стали, ограничились внешним осмотром. Я выразил признательность, на что таможенник ухмыльнулся и высказался в том смысле, что чего париться все равно сейчас на монгольскую сторону пройдешь. Смысл ухмылки я понял позднее. МАПП с монгольской стороны – это советский бюрократизм, доведенный до абсолютного максимализма. Подъезжаешь к монгольскому КПП, пересекаешь лужу с какой-то вонючей гадостью и идешь к будке с левой стороны от машины, там пожилая монголка тыкая одним пальцем в клавиатуру компа заносит твои данные, выдает бумажку, с ней подходишь к будке, где тебе уже машут рукой – сюда, заходишь платишь 50 р за санобработку. Получаешь бумажку, с ней снова к первой будке, монголка отмечает и следуешь далее к зданию МАПП. Выходит монгольский цирик и проверяет паспорта, наличии оплаты за санобработку и осматривает машину: поднимаешь капот, открываешь двери и выгружаешь все из багажника, далее следуешь в здание на паспортный контроль. Заполнив декларации водитель и пассажир проходят его раздельно. Сначала водитель , затем пассажир. Пассажир уходит на таможенный контроль – водитель возвращается и ждет когда таможенник осмотрит машину. Процесс тот - же, капот, двери выгрузка багажника. После этого водитель идет к стойке, платит денюжку и получает талончик, который следует сохранять. Далее водитель подходит к стойке , протягивает документы на машину, таможенник проверяет , выписывает бумажку, предварительно взяв за что-то денежку. С этой бумажкой тебя направляют к другой стойке, где следующий таможенник проверяет документы, ставит штампик идешь на улицу к машине, там выходит монголка осматривает машину (двери, салон, багажник)– ставит штамп в бумажке и идешь обратно в здание. Подходишь снова к первому таможеннику, он проверяет наличие штампов, ставит роспись и можешь следовать далее. Пассажир выходит на улицу и ждет. Водитель возвращается обратно, перед тем как проехать, та же монголка осматривает еще раз машину, багажник правда выгружать на этот раз не заставила, ставить еще один штамп и можешь проезжать дальше. Когда я поинтересовался, а к чему такие формальности, вы же осматривали ма-шину 10 мин назад, она сделал удивленные глаза «как вы не понимаете, вы же проходите четыре контроля; пограничный, паспортный, таможенный и санитарный, это же государственная граница, а на внешний вид вроде бы современный, приличный человек». От осознания, что я приличный и современный расчувствовался, спорить не стал и поехал далее. Забрал пассажира и проехал на выездное КПП . Там таможенник забрал у меня бумажку с печатями , и махнул рукой – проезжай дальше. Проезжаешь дальше к будке с рекламным плакатом Росгосстраха, платишь 700 р за страховку автогражданки и все свободен. На всем пути от КПП до выезда стоят менялы и предлагают обмен денежков, в инете писали, что не обманывают, но я рисковать не стал и поменял в ХААН-БАНКЕ, буквально за углом. Улаанбулаг грязноватый приграничный поселок, по русски говорят все с кем мы встречались. С МАППА видны развалины старой, царской таможни, впечатляют даже развалины.
4. Дорога Алтан Булаг – Улан- Батор. Расстояние 375 км. Довольно неплохой асфальт, узковатая правда. Перекусить решили в Сухэ-Баторе и не прогадали, заехали к кафе (см. фото) Заказали баранину на сковородке с яйцом и перцами, салат из капусты, чай с лимоном , бутылку пива для пассажира. Все очень быстро, чисто, вкусно. Порции большие, заплатили 6300 тугров. Обменный курс 45 тугров за один рубль. Примерно 140 рублей. Далее по дороге еще заезжали перекусить, уже правда из любопытства. Везде очень благоустроено, грязи нигде не видел, вполне современные кафешки. Перед нашими выигрывают бесспорно, и по цене и по качеству, и по величине порций . По дороге несколько раз платили за въезд в город и проезд по мостам. Суммы небольшие, но квитанции следует сохранять, так как на обратном пути спрашивают. Если потеряешь придется платить еще раз.
5. Улаан-Баатар (далее УБ). При въезде город напоминает Иркутск, та -же промзона, по-стройки примерно одинаковы. Остановиться решили в TOKYO – HOTEL, гостиница совет-ского образца, но есть подземный гараж на 9 машин. Стоимость стандартного двухместного номера 25000 тугров в сутки за номер и 3000 за машину. В номере две кровати, два кресла, столик , чайник, в некоторых номерах холодильники, тумба, телевизор. В ванной душ, туалет. Все работает, горячая вода есть, каждый день подкладывают шампунь, гель, зубные щетки. Пересчитаем в рубли и сравним с вышеупомянутой «Дружбой». При гостинице есть ресторан, и разу не ходили, ничего сказать не могу, через дорогу автостанция, аптека, маркет и неплохое кафе. Минус – на рецепшене никто не говорит ни по русски, ни по английски. Объяснялись жестами и с помощью рисунков, впрочем все понимали. В центр добирались на такси – 500 тугров за км. До центрального универмага 3500 тугров по счетчику. Столько же берут и частники. Причем, если не понимают сами, то перезванивают своим русскоговорящим друзьям и те спрашивают куда ехать, объясняют водителю и все в порядке. В основном город напоминает Иркутск, та -же серия домов, такая же планировка. Центр города – большая строительная площадка. Строят, асфальтируют дороги, множество современных магазинов и кафе с обязательным караоке. Город не понравился, какой то обезличенный, нет своего стиля, если бы не витрины с надписями по монгольски, то похож на любой областной сибирский город. Прилизанный, современный центр и раздолбанные промышленные окраины. Погода. Днем доходило до + 26-28. Вечером и утром прохлодновато. Так, что ветровка лишней не будет. Магазины: Набор товаров в магазинах ничем не отличается от любого другого магазина современного мегаполиса, за исключением товаров местного производства кашемира и кожаных изделий. Очень качественные и достаточно дешевые. Кашемировые пледы 150Х2000 с отделкой шелком стоят 30 – 70 тыс тугров, кожанные куртки от 90 до 250 тыс. тугров, отличного качества и пошива. Много иностранцев, которые скупают пледы пачками. Общий порядок цен сопоставим с российскими, мясо дешевле. Продукты в основном российского и китайского производства. Местные в основном мясные. Очень много продуктов из Иркутска, во всяком случае кроме иркутского майонеза другого я не видел. В больших столичных магазинах и кафе многие ценники пишут по монгольски и по русски, старшее поколение почти все говорят либо понимают русский язык. Так, что проблем с общением не возникает, всегда кто-то рядом найдется понимающий русский язык и поможет. Если интересует кашемир - около вокзала магазин "Made in Mongolia", магазины при фабриках Гоби, Гоел. Если дешевые вещи - на рынок Нарантул (там быть осторожнее из-за карманников). Центральный универмаг. Кафе, рестораны, ночные клубы: Представлены всеми кухнями мира и в огромном количестве. В основном те в которых мы балы по уровню обслуживания, качеству ничем не хуже, а то и превышает наши. Особенно понравился ресторан «Монголиан баррбекю».Этой сети принадлежат несколько ресторанов в Монголии, один в Китае и один в Иркутске под брендом «Кочевник». Уровень просто высокий. Шведский стол. За 12 тыс тугров (около 270 руб) . Устойчивой популярностью пользуется клуб «Marko Polo» и «Strings». Если просто перекусить очень много простых неплохих кафешек, монгольских фастфудов, в общем проблем с питанием не будет. Общение. Довольно дружелюбное, к иностранцам, в частности к русским относятся хорошо, всегда стараются помочь, либо если немного знают язык подойти пообщаться. Молодежь такая же как и везде: громкая, бесцеремонная, только с пивом в руках и с сигаретой не видел. Девчонки. Имеют место быть. Высветляют лица, красят волосы. Кстати, вопреки мнению, что все монголки небольшого роста , довольно много девиц под два метра и с ногами от шеи. В офисе монгольской турфирмы по-интересовался откуда. Там посмеялись. Раньше много русских строителей приезжало и военных Монголии помогать. Результат как говориться на лице. Видел одну с голубыми глазами. При наличии смуглой кожи и черных волос коктейльчик надо признаться убой-ный. Даже заподозрил контактные линзы, но потом понял, что гены сыграли шутку, надо признаться довольно удачную. Движение. Правил не соблюдает НИКТО. Пешеходов пропускают не всегда , даже сильно сказано – не всегда. Местные гайцы на это даже не обращают внимание. Впрочем и пешеходы подойдя к дороге просто начинают ее переходить, не обращая внимания на сигналы машин. Очень много дорогих машин. В проезжавшей мимо свадьбе насчитали 12 Хаммеров. Когда я в такси начал пристегивать ремень водитель удивленно посмотрел на меня и засмеялся, но промолчал. В принципе аварий я не видел, раз наблюдал как монгольский гаец выписывал штраф водителю и подумал насколько же нужно накосячить, чтобы монгольский гаишник выписал штраф. Я по городу не ездил, передвигался на такси и маршрутках, хотя думаю ничего сложного нет. Главное вовремя бибикнуть. Если особо не гнать и знать куда ехать проблем не будет. Аптеки. Набор лекарств такой же как и в Росии, причем а такой же упаковке. Проблем не будет. В аптеках можно купить и пасту, зубные щетки, шампунь. Уличная преступность. Меня заверяли, что таковая практически отсутствует, но лично я думаю, что приукрасили, как и в любом городе, если искать то найдешь. Тем не менее, все отмечают тот факт, что в УБ спокойнее, чем в Иркутске. Заправки. Очень много. Бензин в основном 80, 92 и 95 ( в УБ), дизтопливо. Стоимость 92 примерно 1 доллар. Говорят качество неважное, но меня лично заправили вполне нормальным, у нас бывает хуже. Ремонтных автомастерских тоже очень много, по качеству ремонта не скажу. К счастью воспользоваться не пришлось.
6. Обратная дорога. Обратно докатили без приключений. На МАППЕ подвела как обычно российская сторона. Монгольские пограничники пропускают сначала фуры, что вполне понятно, так как с монгольской стороны места для парковки маловато. Простоял около часа, потом проехал через пограничный контроль и таможенный. Обратный выезд совершился довольно быстро. Успели заглянуть в дутик. С монгольской стороны довольно неплохой дьюти фри. С весьма приемлемыми ценами и качественным спиртным. Подвела как обычно российская сторона. Довольно долго простояли в нейтралке. Удовольствие малоприятное, так как ни туалета ни каких либо удобств нет. Просто тупо стоишь между двумя КПП, выйти покурить возле машины, впрочем, не возбраняется. С российской стороны есть прикол, у погранцов обед с 12 до 13, у таможни с 13 до 14. Наслаждайтесь. Совсем не тормозят, но пропускная способность и так не быстрая падает в два раза. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОСОБО НЕРВНЫМ – спорить с пограничниками и таможенниками НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ, а то ведь они ребята простые и бесхитростные – скажут, вежливо улыбаясь, что по их информации у тебя в колесах контрабанда и будешь разбортировать и доказывать, что нет . Дорога до Иркутска и далее до Братска прошла спокойно. Доехали, меняясь за рулем за сутки. Общий пробег 3600 км. Если у кого есть вопросы на сайте www.velestours.ru есть форма обратной связи. Спрашивайте – отвечу.