Это путешествие зрело во мне много лет. Были предварительные заезды в качестве подготовки: на оз. Байкал (пробег 8 тыс.км.), поездка по Приморскому краю с самого его юга и на север до бухты Шипалова (пробег составил более 3,5 тыс.км.), г. Благовещенск.
И вот оно состоялось!
Очень серьёзно подошёл к подготовке машины – Hyundai Santa Fe, дизель 2,2л 2009 г.в. Диагностика ходовки потребовала замены передних стоек, заменил все заливные объёмы, несмотря на то, что машина новая, сделал компьютерную диагностику двигателя. Дальнейшая подготовка машины заняла немного времени. Так как всё было упаковано оставалось сложить все вещи в салон и багажники (для путешествия я специально прикупил багажник на крышу BOKS- очень удобная оказалась вещь). На крышу я сложил одежду, смену постельного белья, на всякий случай спальные мешки и т.д.), багажник в салоне был занят в основном расходными материалами для машины. В дороге я планировал сделать два ТО, загрузил для этого необходимое количество масла, фильтры, ремни и др. мелочи. В салоне между передним рядом и задним сложил немного продуктов для перекуса (печенье, сухофрукты, сладости и много питья), на всякий случай у китайцев купил портативную газовую плитку с газом и чайником. Сложил спинку заднего дивана, положил специально изготовленный из поролона матрац, таким образом, получилось двуспальное место - прекрасное для отдыха в дороге моего внука и, если нет гостиницы, для ночёвки.
И так 16 июля 2012 г. в 8-30 утра поехали!
Первая ночёвка в Шимановске Амурской области (проехали 832 км) – дорога знакомая т.к. проезжал её много раз. Красивая дикая природа, строители на дороге, три крупных реки – Амур, Бурея, Зея вот и все достопримечательности. 17.07.2012 в 8-40 отъехали от Шимановска. Через 3,5 часа мы были уже в Сковородино (первый тест на выносливость наш Hyundai прошёл безупречно – летели со средней скоростью 114км/час, при этом расходомер показывал 7,6 л/100км, а средний расход на всём пути составил 8,44 л. на сотню). По пути недалеко от г.Тыгда, повстречали, как потом нам пояснили, жуликов. По ходу нашего движения у обочины стояли две машины типа Мерседес с поднятыми капотами и несколько человек (предположительно цыганской национальности) голосующих почти на середине дороги. Метров через 300 во встречном направлении у обочины точно такая же картина. Затем за нами летел «Крузак», я притоплю, и он не отстаёт. Примерно км. через 50 отстал – было неприятно. В Сковородино к нам присоединился второй экипаж – мой товарищ со своим внуком. Дальнейшую дорогу, вплоть до г. Анапа, мы проехали вдвоём. На 1828км. пути отметили на спидометре 44444км. Дальнейшее путешествие проходило ровно. Не доезжая до Байкала сделали небольшую остановку у друзей в Селенгинске. Дальше ехали практически без заездов в города, т.к. везде есть объездные дороги, заезжали только если подходило время ночлега. Осматривать города решили на обратном пути. Чем ближе к Уралу, тем плотнее движение на дорогах. Жара стояла конкретная – в Омске выйдя из машины, где кондиционер, было ощущение пекла - +38. Дальше, по ходу движения везде было жарко, поэтому на дороге в асфальте в обоих направлениях была набита колея, в отдельных местах довольно глубокая, что создавало определённые трудности. Хотели срезать небольшой угол , проехав через территорию Казахстана после Омска по М51 в районе Исилькуля через Петропавловск с выходом на Курган. Поскольку у моего товарища не оказалось доверенности на внука, манёвр наш не удался. Прямо на границе пришлось развернуться и объезжать вдоль границы по хреновой дороге, через Называнск (там и заночевали в машинах, как следует покормив местных комаров). По утру рванули на Челябинск. Первое ТО хотел сделать в Челябинске – не получилось. На вопрос «Где тут у вас можно сменить масло? «аборигены, почему то задумывались, почёсывая «репу» и посылали на… шиномонтажку. Правда в одном месте надыбал приличную станцию смены масел, но не стал там менять масло, потому что мастер понятия не имел что такое топливный фильтр и где он находится. В Уфе потеряв четыре часа на поиски (там тоже посылали на шиномонтажку) добрался до дилерского центра Hyundai. Объяснил, кто я и откуда, мне сказали, что запись на четверг, а был вторник. Я ещё раз объяснил, что я из Хабаровска. На меня так равнодушно посмотрели как будто это тут за углом или из Хабаровска к ним заезжают каждый день и уже надоели. Одним словом решил ехать без ТО до Геленжика, масло было залито приличное (производитель гарантировал его на пробег 15 тыс), но при этом воздушный фильтр менял самостоятельно регулярно – через 2-3 тыс. Транзитом Самара, Саратов, сделали остановку в Волгограде. Большой красивый город, стоит в хорошем месте. Побывали в центре, в музее отечественной войны, посмотрели другие достопримечательности, искупались в Волге. Очень впечатлил мост через Волгу, и я совершенно обалдел от Мамаева кургана – это нечто! Кино, фотографии, тем более рассказы не дают такого впечатления как увиденное своими глазами. Особенно Родина-Мать, я как строитель с большим стажем, видавшим много разных сооружений, но это – вызывает гордость за своих коллег, соорудивших этот монумент! У подножья обнаружили памятную плиту с надписью о нашем земляке – снайпере М.А. Пассаре. Под впечатлением об увиденном двинули дальше – на Краснодар. 26.07.2012 в 18-10 по местному времени прибыли в Геленжик. Там у нас друзья – задержались на двое суток и рванули дальше. Кстати Геленжик не впечатлил – какой то он не уютный, море грязное да и сам город… – Хабаровск лучше. Может быть мы ещё не на том пляже были. В этот же день 28.07.2012 прибыли в конечный пункт нашего пути г. Сочи. Здесь пробыли три дня (жалею, что так мало). Там столько можно посмотреть и прекрасно отдохнуть. На удивление, в разгар сезона проблем с гостиницей не было и ценник довольно демократичный, поскольку, как мне показалось, предложение намного превышало спрос. Такая же обстановка наблюдалась на всём побережье. В Анапе, куда мы отправились после Сочи, даже в драку за клиента. Анапа не понравился – море холодное, ветер, на пляже некуда встать не то что лечь. В обратный путь отправились разными маршрутами. Мы с внуком (ему так захотелось) рванули через Казань-Екатеринбург-Тюмень-Омск и дальше по прежнему маршруту с заходами во все крупные города. Порадовался, что укомплектован был навигатором – заезжаешь в любой город и едешь куда глаза глядят, перед выездом задал маршрут и он тебя без всяких вопросов вывезет куда надо. Про дороги – М58 (Хабаровск – Чита) мне показалась лучшей, наверное по тому, что новая (ну как в Европе, только без всякого сервиса и даже связи). Самая плохая в Иркутской области (ну мне так показалось). Про колею я уже написал. Хотелось бы повстречаться и вручить банку краски главам тех поселений, где стелы на въезде не красились, наверное, с Советских времён. Совсем другая картина в Мордовии, где всё ухожено, прибрано я даже сказал бы - там уютно, как то по домашнему.
Особенно хочется пройтись по Гаишникам – этих «телепузиков» за Уралом столько! Мне показалось, что на каждом километре по экипажу, не считая технических средств. Совершенно безкомпромисные, а иногда просто мало отличимые от обыкновенных «гопников». Всего дважды среди них попались нормальные люди – в Татарстане и, особенно на выезде из Сочи. Тащимся в подъём, а тут машет – стоять, ну остановились, подходит, протягивает руку, мол здравствуйте. Я, конечно, растерялся, а он спрашивает с улыбкой, что случилось. Ну поздоровались (очевидно он рассмотрел регион на нашем номере), проверил документы, пожелал счастливого пути, настроение конечно приподнялось, а фамилия этого инспектора, по моему, капитан Берестнев (побольше бы таких). Но повстречали мы и откровенных ублюдков (по другому их назвать не могу). На выезде из г. Пугачёво в сторону Саратова, удобно устроившись, как потом оказалось на специально подготовленном участке, на повороте, где разбита в дрызг дорога, но есть нарисованная сплошная на которую я наехал задним колесом и это они записали на регистратор (ситуация была очень спорная, но у нас впереди было ещё более 10 тыс.км. пути и на долго задерживаться не было времени). Дальше, как в театре. Короче развели меня, как последнего лоха. Было крайне неприятно. Настоящий Клондайк для них, это не убранные после ремонта дороги временные знаки, где ограничение скорости или обгон запрещён, может происходить в течение десятков километров. А ещё совершенно не обоснованно установленные знаки, например ограничение скорости на, совершенно хорошей, ровной дороге с прекрасным обзором – вот тут–то и поджидает вас «телепузик». Дорогой всё время ловил себя на мысли, если бы я ехал, соблюдая всю эту хрень, думаю, мне лета бы не хватило.
Несмотря ни на что, это не омрачило наше впечатление о путешествии. Добавил настроения автомобиль, очень удобный, как внук сказал: «Идеальный для путешествия». За всю дорогу ни разу не чихнул, не то чтобы что-то серьёзное. На обратном пути, где то в Амурской области поймал гвоздь, но даже не перебортировал колесо, доехал до дома, раза два или три подкачал и всё. Одним словом автомобиль – выше всяких похвал! Если совершенно случайно кто ни будь из представителей компании «ХЁНДЭ МОТОР СНГ» прочитает мой отчёт, то пусть знают, что их генеральный директор господин ЛИМ БЮН КВОН и руководимая им компания свой хлеб едят недаром, спасибо за удовольствие.
Дорогие друзья! Путешествовать на автомобиле огромное удовольствие и радость. Путешествуйте в одиночку, лучше компанией в разных направлениях нашей огромной Родины. Жаль, что не имел возможности сделать это раньше. До встречи на дорогах!
Алексей Ксенофонтов
г. Хабаровск, апрель 2013г.