Анастасия ПОПОВА
Александр решил отвлечься от технической специальности и получить гуманитарное образование, он поступил на факультет философии, теологии и религиоведения ДВГУ.

Однако сейчас он и не надеется доучиться. Как он считает, виною всему принцип «оправославить православных», который активно насаждается на факультете и против которого он лично не раз пытался возразить.

Александр считает, что началось всё в 2007 году. Раньше на факультет и в молодёжную организацию, членом которой являлся Александр, могли прийти люди любой веры. Как считает пока ещё студент ....., молодёжная организация и существовала для того, чтобы приобщить к религии всех желающих. В 2007 году кафедру посетил Никита Зеленюк – руководитель молодёжного отдела Владивостокской Епархии. Кстати, в работе этого молодёжного отдела многое казалось Александру странным.

– Раньше я и другие студенты факультета просто приезжали в «Парус Надежды», чтобы пообщаться с детьми, помочь им чем-то. Когда создали молодёжный отдел, одна моя знакомая со второго курса ездила туда вместе с батюшкой для того, чтобы, в том числе, покрестить детей. Причём, до меня дошли слухи, что спрашивали разрешение только детей, а некоторые родители были против этого, – вспоминает Александр.

На факультете с момента визита Никиты Зеленюка стали происходить странные вещи. Александр говорит, что все преподаватели, которые читают лекции у теологов и религиоведов, православные, есть несколько батюшек. Студенты, не православные и не атеисты, вынуждены скрывать своё вероисповедание. Училась девушка, состоящая в протестантской церкви Адвентисты 7-го дня. Не доучилась. Как считает Александр – не дали. Учился буддист, посмотрел на то, как проходят лекции – сам ушёл.

– Когда на занятиях кто-то высказывает мнение, которое идёт вразрез с православием, ему сначала батюшка объясняет, как правильно думать. Того, кто мнения не меняет, начинают пугать, что не получит зачёт или экзамен, – говорит Александр.

Горячо приветствуется, если студенты пишут курсовые или дипломы на тему православия. А вот студентке первого курса факультета религиоведение пришло в голову изучить тему оккультизма. Ей настоятельно порекомендовали не браться за неё, и студентка, как и все, решила писать курсовую о православии.

– Это нормально, что в светском заведении батюшка проводил молебен? – спрашивает Александр.

Также Александру известно, что в стенах ДВГУ на первом этаже там, где раньше был читальный зал для всех студентов гуманитарного корпуса ДВГУ, собираются возвести домовой храм.

– Когда собрали студентов и спросили, кто против возведения храма, все тактично промолчали, только один парень, студент первого курса, сказал, что он против. Университет всё-таки светское заведение. С ним провели беседу, суть которой была «ты недоучишься», – говорит Александр, сожалея, что ему не довелось присутствовать на том собрании.

Как считает Александр, именно из-за того, что специальность «религиоведение» практически стала «теологией-2», на третьем курсе учится два религиоведа, на четвёртом и пятом – по три. И это из ежегодного набора примерно 15 человек!

Сейчас Александр студент второго курса, хотя должен был быть на третьем. У него висит один долг.

Александр не против православия. Он за свободу. Его знакомая девушка, учась на факультете, всеми силами скрывает, что тяготеет к язычеству, на факультет теологии не могут прийти протестанты, которые хотели бы глубже изучить вопросы веры... А ведь люди и так не ломятся в теологи и религиоведы. Среди знакомых Александра есть ребята, которые пришли получать эти специальности просто потому, что не получилось поступить на другие, более интересные с их точки зрения факультеты. Только такие студенты долго не задерживаются. Приходят, видят, какой прессинг идёт со стороны преподавателей, и уходят...

Александр считает, что нужно говорить о том, что, по его мнению, существует культ православия, а институт теологии и религиоведения живёт по принципу «оправославить православных». Он не верит, что доучится и не горит желанием доучиться. У него есть техническое образование, есть работа. Пошёл учиться для души. Но почувствовал, что души на факультете теологии не очень-то много...

Комментирует Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.

– Начнем с того, что теологии «вообще» не бывает, теология всегда конфессиональна, т.е. опирается на духовный опыт, накопленный в конкретной религиозной традиции, поэтому утвержденный министерством образования государственный образовательный стандарт специальности «теология» предоставляет вузу возможность выбора конфессионально-образовательного профиля подготовки специалиста. Это может быть христианская, исламская или иудейская теология. В настоящее время в более чем в 40 вузах России открыты теологические факультеты, и в подавляющем большинстве из них преподается православное богословие, поскольку, по данным различных социологических исследований, от 60 до 80 % россиян называют себя православными или православно ориентированными.

Занимаясь набором абитуриентов, мы всегда даем полную информацию об осуществляемых у нас направлениях подготовки. Исходя из своих личных интересов, человек может выбрать специальность – религиоведение или теологию, в зависимости от того, желает ли он изучать разные религиозные традиции, либо ему интереснее углубленно познакомиться с православием. Курсовые и дипломные работы всегда пишутся в соответствии со специализацией. За время существования отделения теологии и религиоведения выпущено 111 специалистов, в том числе, 48 религиоведов и 63 теолога.

Из 111 дипломных работ 54 были посвящены темам, связанным с неправославными религиями, либо предполагали сравнительный анализ религиозного и атеистического мировоззрений. Из этих 54 работ 31 была защищена с оценкой «отлично», 19 – с оценкой «хорошо», 4 – с оценкой «удовлетворительно».

Мы не занимаемся выявлением конфессиональной принадлежности наших студентов, но, насколько мы можем судить на основании того, что сами студенты говорят о своих конфессиональных пристрастиях, среди наших студентов есть католики, буддисты, протестанты. То обстоятельство, что часть студентов отсеивается, связано вовсе не с их «инакомыслием», а со слабым уровнем базовой школьной подготовки и недостаточным усердием в учебе.

От будущего специалиста-гуманитария требуется каждодневный упорный труд, желание много читать и осмыслять прочитанное, умение грамотно выражать свои мысли. К сожалению, далеко не все молодые люди сегодня обладают этими качествами.

В настоящий момент храм в университете не возводят, хотя кафедра обращалась с таким предложением в ректорат на том основании, что в более чем 70 светских учебных заведений России сегодня имеются домовые храмы. То, что на лекциях проходили молебны, неправда. В институте есть неправославные и неверующие преподаватели. Они подбираются по профессиональному, а не конфессиональному признаку.

Помимо предусмотренных госстандартом курсов по истории нехристианских религий, свободе совести, истории свободомыслия, диалогу религиозного и нерелигиозного мировоззрений, за счет регионального и вузовского компонентов мы ввели также дополнительные курсы по исламу, религиозной философии Востока, мифологии, религиозной ситуации в Приморье, религии и политике в США.

Во внеучебное время регулярно организуются экскурсии для всех желающих (и религиоведов, и теологов) в различные религиозные организации. Так, только в течение последних двух лет наши студенты побывали в мечети, в католическом костеле, лютеранской кирхе, на выставке буддийского искусства и т.д.

Приходится сожалеть о том, что пришедшему в редакцию «Арсеньевских вестей» студенту нам не удалось привить хотя бы элементарных представлений о порядочности, и он, для того, чтобы уберечь себя от грозящего ему из-за большого количества задолженностей отчисления, решил оклеветать преподавателей. От студентов отделения теологии и религиоведения никто не требует обязательного исповедания веры.

Здесь все уважают свободу совести и право каждой личности на духовный поиск, и среди успешно окончивших наше отделение есть люди разных убеждений. Единственное, что действительно требуется от студентов – открытость для восприятия непростых и чрезвычайно важных для любого думающего человека знаний, готовность к диалогу и к со-размышлению. Ну и, конечно, трудолюбие…

От автора:

Сомневаюсь в заявлении Анны Владимировны, что молебны на лекциях не проводились, поскольку разговаривала с одной преподавательницей института, которая выразила недовольство обращением в газету Александра именно сейчас, когда страсти поутихли, а не в конце прошлого года, когда проходил молебен. Эта женщина не захотела рассказывать о происходящем на факультете, потому что побоялась, что это повредит институту, хотя она очень переживала за специальность «религиоведение», которая, по её мнению, погибает.
http://www.arsvest.ru